"DUENDE"

"DUENDE"

г.Екатеринбург
21-25 июля 2010

"DUENDE"




История ордена Тамплиеров

tamplieri "Вы движетесь вперед в военное время, вы возвращаетесь назад во время мира;
двигаясь вперед делом, возвращаясь в созерцание,
отправляясь на войну сражаться, мирно возвращаетесь к молитве;
вы рыцари в битве и монахи в своем жилище".
Жак де Витри, архиепископ Акры

Non nobis, Domine, non nobis, set tuo nomini da gloriam!
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему ниспошли славу!
Девиз ордена Тамплиеров


На Соборе в Труа 14 января 1128 года был официально основан орден Храма. Возник он девятью годами раньше, когда рыцарь Гуго де Пейн отрекся от всего мирского и посвятил себя покровительству паломников в Святую Землю, желающих увидеть святые места. Поскольку рыцари были бедны и у них не было жилища, Король Иерусалимский поселил их близ Храма Господня, поэтому рыцарей стали называть "тамплиерами" - "храмовниками". Одним из духовных проводников ордена был Бернар Клервосский, принимавший активное участие в написании его первого устава. Первыми девятью рыцарями были:

  1. сам Гуго де Пейн, первый магистр ордена
  2. Годфруа де Сент Омер - он и Гуго де Пейн ехали на одной лошади, что и стало впоследствии символом ордена
  3. Пейен де Мондидье
  4. Аршамбо де Сент-Аман
  5. Жоффруа Бизо
  6. Робер де Краон
  7. Гуго Шампанский, разочаровавшийся в сыне и передавший все наследство племяннику
  8. Андрэ де Монбар - дядя Св. Бернара
  9. Гондемар

Иногда вместо Робера де Краона упоминают Жака де Россаля.

После основания ордена, утверждения его устава рыцари отправились в странствия по Европе в поисках сторонников и поддержки. Многие отправились на Иберийский полуостров, где состоялся первый крестовый поход в 1064 году, чтобы освободить Барселону от мавров. В течение первых десяти лет после Собора в Труа тамплиеры, сражавшиеся под черно-белыми знаменами, одержали многочисленные победы над испанскими маврами. Местное население отнеслось к ордену с большим уважением и симпатией - люди не жалели средств на пожертвования, начиная с земель и замков и заканчивая последней монетой бедняка, крестьяне и рыцари вступали в ряды тамплиеров. Кроме прямой военной поддержки, орден Храма оказывал помощь в форме строительства первоклассных крепостей, прославивших храмовников на всю Европу и Азию. Одним из главных достижений тамплиеров на иберийском полуострове было то, что крестоносцы смогли постепенно перейти от обороны к наступлению и начать отвоевание полуострова у мавров (Реконкисту). Множество каталонских рыцарей вступали в орден Храма на один или несколько лет, обычно для защиты какой-либо крепости, Барселона всегда сохраняла добрые отношения с орденом. Около 1135 года тамплиеры получают первую крепость в Кастилии - отвоеванную у мавров Калатраву. Король же Альфонс Арагонский был настолько восхищен рыцарями, что за неимением сына в завещании разделил свое королевство между тамплиерами, госпитальерами и хранителями Гроба Господня. Но дальновидность их политики была настолько высока, что тамплиеры смогли отказаться от этого наследства, сохранив отличные отношения с Арагоном и Каталонией. Престиж ордена вырос, многие видные люди вступали в него, многие земли и замки жаловались именно ордену Храма.

29 марта 1139 г. папа Иннокентий II издал буллу, названную им Omne Datum Optimum, в которой говорилось, любой тамплиер мог пересекать свободно любую границу, освобождался от налогов и повинностей, и не подчинялся никому, кроме самого папы римского, который гарантировал его неприкосновенность. Тамплиеры сами могли проводить службы и таинства, благодаря институту капелланов, они могли хоронить на своей земле всех желающих.

По всей Европе и в Палестине орден стал очень могущественен, им были обретены многие святыни. Владения, авторитет и богатства ордена росли вплоть до времени магистерства Жерара де Ридфора - последнего магистра, провозглашенного в цитадели (Храме Соломоновом в Иерусалиме). В тяжелые для христиан времена орденом руководил авантюрист без военного опыта и чувства ответственности, не знающий, что такое долг и верность. Христианское воинство выступило на войну с жестоким Саладином, объединившим весь исламским мир. Судьба королевства решилась в шатре короля Иерусалимского, когда Жерар де Ридфор убедил его выступить из Сефории (города, где родилась Святая Анна - мать Девы Марии и бабушка Иисуса Христа) и идти в "рога Хоттина" (местность меж двух холмов, похожих на рога). Магистром руководила лишь зависть, умело подогреваемая сенешалем ордена Храма - Жаном де Жизором. По сути, правил орденом именно де Жизор - мрачная личность, преследующая свои собственные интересы, он умело манипулировал де Ридфором. Благодаря его усилиям и слабости мелочного де Ридфора крестоносцы потерпели сокрушительное поражение в битве при Хоттине 4 июля 1187 года, когда судьба Святой Земли была поставлена на карту и проиграна. Еще одна крупная потеря произошла во время битвы - был утерян Святой и Животворящий крест Господень, который был зарыт одним из тамплиеров в песок, но впоследствии не найден. В Иерусалиме не осталось защитников, не только тамплиеров, но и простых рыцарей. Город был позорно сдан.

Жерар де Ридфор погиб при наступлении на Акру в 1189 году, чуть раньше трусливо сдав город Газа. Его вина усугубляется тем, что своей гордыней он нанес урон чести ордена, своя жизнь была ему всегда дороже идеалов, за которые бились и умирали тамплиеры. Орден долго не мог восстановить силы, место магистра оставалось свободным много месяцев. Но даже такие ужасающие потери не смогли сломить воинов Христовых. Тамплиеров от мирского рыцарства отличали, прежде всего, корпоративность и дух обетов, что и помогло им показать дисциплину и безупречную сдержанность в последующих кампаниях.

После падения Святого Града одним из главных центров паломничества на Востоке стала Акра (крестоносцы назвали ее Сен-Жан д'Акр). В 1291 году она была осаждена войсками мусульман. Когда стала ясно, что христианам не удержать город, большинство жителей и защитников начало грузиться на корабли и отплывать на Кипр. Магистр ордена Храма Гийом де Боже доблестно погиб, пораженный стрелой. Небольшой отряд тамплиеров прорвался к кораблю - они вывезли из Акры сокровища ордена. В это время последние защитники города (тамплиеры) отступили в "Башню магистра", которую защищали с отчаянной решимостью. Они не сдались, даже когда мусульмане подожгли башню, пылающее строение рухнуло, дав христианам время покинуть город морем. Так закончилась история ордена тамплиеров в Святой Земле. Ценой жизни братьев ордена были спасены святыни христианства, кроме утерянного Святого Креста. Тамплиеры обосновались в коммандорствах на Кипре и в Париже. К тому времени у них были огромные богатства (деньги, земли, замки). Особенно велико было влияние тамплиеров в Испании, Франции и Англии.

Королем Франции Филиппом IV Красивым с согласия папы римского Климента V было принято решение об аресте тамплиеров. На самом деле от имени короля действовал Гийом де Ногаре, получивший за начало процесса против тамплиеров должность хранителя королевской печати. 13 октября 1307 года одновременно на всей территории Франции были застигнуты врасплох и арестованы почти все тамплиеры, к ним применялись жестокие пытки, в результате чего добивались нужных показаний.

Обвинения, предъявленные тамлиерам:

  1. Отречение от Иисуса Христа и плевок на крест. Это могла быть характерная для Средневековья театрализованность церковного обряда, параллель с отречением святого Петра. Орден принимал, таким образом, человека, отринувшего Христа и осквернившего Святое распятие - то есть совершившего кощунство. И из этого вероотступника Орден делал качественно нового христианина - Рыцаря Христа и Храма - навечно этим привязывая к себе.
  2. Поцелуи в различные части тела. Это могло быть либо испытанием на повиновение, либо издевательство рыцаря над служащим братом. Поцелуи обычно требовали только от служащих.
  3. Содомия.
  4. Освящение носимой поперёк тела веревки вокруг идола. Священники Ордена не освящали Святые Дары при причастии и искажали формулу мессы.

Самым жестоким было преследование тамплиеров во Франции. А на Иберийском полуострове власти даже не разрешили применять к ним пытки, не говоря о сожжении на кострах. Здесь тамплиеров защищали жители королевств с оружием в руках.

Процесс закончился расформированием ордена. 18 марта 1314 года был вынесен приговор высшим должностным лицам ордена Храма, магистра Жака де Моле привезли в Париж из темницы в замке Жизор. Но магистр громко провозгласил невиновность своего ордена, после чего пожизненное заключение было заменено Филиппом Красивым на сожжение, это решение было принято королем без участия духовных лиц.

Жак де Моле - последний магистр ордена Тамплиеров - и Годфруа де Шарне - приор Нормандии - ночью были сожжены. Разные тамплиеры были приговорены к различным срокам тюремного заключения, в том числе и пожизненно, в тех случаях, когда братья так и не признали своей вины, их заточали в монастырях, где они до конца жизни влачили жалкое существование. Жак де Моле, взойдя на костер, вызвал на Божий Суд Филиппа IV, Ногаре и Климента V. Великий магистр неожиданно громким, громовым голосом предал анафеме папу, короля, Ногаре и все их потомство на вечные времена, предрекая, что оно будет унесено великим смерчем и развеяно по ветру. Все это вскоре сбылось.

Орден Храма существовал почти два столетия. Тамплиеры воплотили облик монаха-рыцаря, они сочетали в себе аскету и мистику, умеренную дисциплину и братскую жизнь с рыцарскими добродетелями. Это был первый духовно-рыцарский орден, к ним восходят все другие ордена, в той или иной степени впитавшие в себя наследие ордена рыцарей Христа и Храма Соломонова.

znamya Босеан (gonfanon baussant - пегое знамя, окрашенное в два цвета - черный и белый) - стяг тамплиеров, angent an chef de sable, буквально переводится "в серебре черная глава". Белое знамя с широкой черной полосой вдоль верхнего края. Оно показывает, что рыцари открыты и доброжелательны по отношению к своим друзьям, но черны и грозны для врагов. "Львы на войне, агнцы во время мира" (Жак де Витри).


Список Магистров ордена Храма

1. Гуго де Пейн (1118 - 1136)
2. Робер де Краон (1136 - 1149)
3. Эврар де Бар (1149 - 1150)
4. Бернар де Тремеле (1150 - 1153)
5. Андре де Монбар (1153 - 1156)
6. Бертран де Бланфор (1156 - 1159)
7. Филипп де Милли (1169 -1170)
8. Одон де Сент-Аман (1170 - 1180)
9. Арно де Ла Тур Руж (1180 - 1184)
10. Жерар де Ридфор (1184 - 1189)
11. Робер де Сабле (1191 - 1193)
12. Жильбер Эраль (1193 - 1201)
13. Филипп де Плессье (1201 - 1209?)
14. Гийом Шартрский (1209? - 1219)
15. Пере де Монтегаудо (1219 - 1232?)
16. Арман Петигорский (1232 - 1244?) (без вести пропал в битве при Газе)
17. Гийом де Соннак (1246? - 1250)
18. Рено де Вишье (1250 - 1256 (или 1252?))
19. Тома Бернар (1256 (52?) - 1273)
20. Гийом де Боже (1273 - 1291)
21. Тибо Годен (1291 - 1294)
22. Жак де Моле (1294 - 1314)


В написании статьи использованы материалы:
1. Мельвиль Марион. История ордена Тамплиеров. СПб: Евразия - 2000 г.
2. Википедия о тамплиерах
3. История ордена тамплиеров
4. Сайт о тамплиерах
5. Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова

Литературные источники:
1. Умберто Эко "Маятник Фуко"
2. Октавиан Стампас серия про тамплиеров "Рыцарь Христа", "Великий магистр", "Цитадель", "Древо Жизора", "Проклятие", "Семь свитков из Рас Альхага, или Энциклопедия заговоров"

Рок-опера "Тампль"