"DUENDE"

"DUENDE"

г.Екатеринбург
21-25 июля 2010

"DUENDE"




История марранов

*Ситуация на начало игры


ЕВРЕИ НА ПИРЕНЕЯХ В ДОИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД
Ученые, занимающиеся историей испанского еврейства, предполагают, что первые евреи стали заселять Пиренейский полуостров после разрушения Второго храма. Однако не исключено, что еврейские поселения к тому времени здесь уже существовали. Во времена Римской империи отношение к евреям в испанских землях было довольно благожелательным. Нередко христиане-земледельцы просили раввинов благословить их поля. С усилением влияния католической церкви положение евреев стало ухудшаться.
На исходе Великого Переселения Народов на полуостров с севера пришли племена вестготов, которые в ходе длительных войн постепенно овладели всей страной и уравняли евреев в правах со всеми ее жителями. Но в 589 году вестготский король Рекаред стал католиком и по требованию церкви ввел ряд антиеврейских законов. Евреям было запрещено занимать общественные должности, читать псалмы при погребении, а также владеть рабами-христианами. Какое-то время феодалы-вестготы противились этим постановлениям и не все короли, вступавшие на испанский престол после Рекареда, соблюдали принятые им законы. Но уже в 613 году другой монарх повелел всем евреям принять христианство или покинуть страну. Многие вынуждены были пойти на формальное крещение, надеясь со временем вернуться к иудаизму. Их называли "новыми христианами", подчеркивая тем самым грань между ними и "старыми христианами". Тем не менее, немало евреев осталось верными Торе и стало изгнанниками.

АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
Вскоре единое королевство вестготов распалось. Короли вели войны со своими феодалами, и последние обратились за помощью к арабским правителям Африки. По приказу одного из этих правителей арабский полководец Тарик в 711 году переправился через пролив, названный впоследствии его именем, - Джабаль-аль-Тарик (Гибралтар). У ближайшего города он разбил войско короля вестготов. Испанские города один за другим сдавались арабам, и вскоре мусульмане захватили всю страну. Был создан Кордовский халифат.
Некоторое время мусульманские правители относились к евреям довольно благосклонно. Всем жителям страны была предоставлена полная свобода вероисповедания, и насильно обращенные в христианство смогли вернуться к религии отцов. Евреям была предоставлена судебная автономия. Арабские правители нуждались в добросовестных и опытных служащих. А поскольку евреи отличались обширными знаниями и опытом и были преданы новой власти, им были отданы многие правительственные должности. Так евреи за удивительное короткое время превратились из преследуемых в правителей. Наступил "золотой век" еврейской культуры в мусульманской Испании.
Под властью мусульман евреи Испании пережили настоящий расцвет культуры и науки. Они оказали заметное влияние на развитие сравнительного языкознания в области еврейского и арабского языков. Именно в те времена были составлены знаменитые грамматики иврита. Другими важными направлениями развития культуры испанских евреев были астрономия, математика, медицина, картография, литературное творчество, архитектура. Величайшие творения испанских евреев того периода стали достоянием не только еврейской, но и мировой культуры. Своим духовным вождям евреи дали прозвища ха-Нагид (Князь). Далеко за пределы Кордовского халифата разносилась слава о мудрости еврейских "нагидов".

РЕКОНКИСТА
Но "золотой век" был недолог. Из Северной Африки в Испанию вторгаются Альмохады - ревнители ислама, противостоящие Реконкисте (попыткам христиан заново отвоевать когда-то принадлежавшую им Испанию). Спасаясь от насильственного обращения в мусульманство, евреи бегут на север, в христианскую часть Испании. А когда в 1085 году король Кастилии захватил город Толедо в центре Кордовского халифата и сделал его столицей своего королевства, крупная еврейская община впервые со времен арабского завоевания оказалась под властью христианских королей, и вопрос о месте еврейского меньшинства в христианском обществе вновь возник во всей своей остроте.
На первых порах владыки новых христианских королевств нуждались в евреях. Нужно было поднимать экономику вновь отвоеванных у арабов земель. Никто не мог справиться с этой задачей лучше, чем евреи, и потому, вопреки требованиям Папы Римского, в христианских королевствах евреи получают особые права, равные правам горожан-христиан. Евреи не только сохранили свободу вероисповедания и судебную автономию, но стали считаться собственностью христианского короля, которому платили налоги. Они имели право обращаться в королевский суд. Часто еврейским подданным давали и земельные наделы, чтобы привлечь их на свою сторону в борьбе против мусульман. Многие евреи стали придворными короля и крупных феодалов, поскольку не только обладали необходимым опытом и средствами, но и, не имея возможности участвовать в восстаниях против королевской власти, казались монархам самыми благонадежными из подданных. Своим положением эти придворные евреи были обязаны исключительно королю. Постепенно многие из придворных должностей стали наследственными, и в среде испанского еврейства появилось несколько династий влиятельных сановников, в том числе семейства Ха-Леви, Ибн-Эзра и многие другие.
Однако по мере того, как в Испании и во всей Европе города укрепляются и развиваются, доля налогов с еврейских общин в финансах христианских королевств становится сравнительно меньше, и у королей остается все меньше желания сопротивляться давлению церкви, которую, со своей стороны, поддерживают конкуренты евреев - горожане-христиане. Снова начинаются преследования. Церковь распространяет клевету о том, что евреи употребляют кровь христианских детей для приготовления мацы (т.н. "кровавый навет") и оскверняют хлеб святого причастия. Вводятся антиеврейские законы. Кастильский король Альфонсо X приказывает еврейским подданным прикреплять к своей одежде знак позора. Священники провоцируют чернь на еврейские погромы.

ДИСПУТЫ И ПОГРОМЫ
Священники, особенно монахи-доминиканцы, склоняли евреев к принятию христианства. Иногда они в этом преуспевали, и нередко обращенные в христианство принимали активное участие в борьбе с иудаизмом. Одной из форм давления на евреев были так называемые диспуты о вере. Решение о результатах дискуссии выносили король и министры. Опасаясь за свою жизнь, раввины Испании старались воздерживаться от участия в такого рода мероприятиях, а это, в свою очередь, давало священникам основание заявлять, что раввины выказывают пренебрежение к христианской вере, и настраивали чернь против евреев и еврейских мудрецов.
Самый известный из этих диспутов состоялся в 1263 году в Барселоне. Еврей-вероотступник Пабло хвастался, что легко победит раввинов. По требованию доминиканцев король Арагона приказал рабби Моше бен Нахману (Рамбан) из Жероны отвечать перед королем, вельможами и епископами. Выдающийся знаток Торы с легкостью доказал ошибочность утверждения, что Иисус был Мессией, и доминиканцы очень скоро поняли, что им не выстоять. Тогда монахи опубликовали лживый отчет о диспуте, где сообщили победе Пабло. Рамбан в ответ написал подробную статью о ходе дискуссии, чем привел доминиканцев в неописуемую ярость. Они обвинили Рамбана в оскорблении христианства и явно намеревались лишить его жизни, но король, которому пришлись по душе мужество и стойкость еврейского мудреца, приказал ему покинуть страну. Много столетий спустя спор между Рамбаном и доминиканцами вдохновил немецкого поэта Генриха Гейне написать свое знаменитое стихотворение "Диспут".

В 1391 году в жизни испанских евреев настал коренной перелом - относительно благополучное существование еврейской общины в католическом государстве сменилось жестокими погромами и насилием. Севильский священник Фернандо Мартинес спровоцировал нападение толпы на еврейский квартал. Городской голова сумел разогнать чернь, но Мартинес не унимался и через несколько дней вновь воззвал к низменным страстям толпы. Банды убийц и грабителей двинулись на еврейские дома, круша все на своем пути. Из севильской еврейской общины, насчитывавшей 30 тысяч человек, 4 тысячи было убито, а многие женщины и дети - проданы в рабство. Перед угрозой смерти большинство евреев перешло в христианство, лелея в душе надежду на возвращение к Торе. Избежать этой участи и скрыться удалось лишь нескольким семьям.
Массовые убийства повторились в восьмидесяти населенных пунктах Кастилии. Казалось, вернулись времена крестовых походов. От Кастилии погромы докатились до Арагона. При всем старании местные власти не могли сдержать ярость толпы. Так была уничтожена вся еврейская община Валенсии: лишь единицам удалось бежать, остальные были убиты или обращены в христианство. Еврейская община Барселоны погибла почти полностью.

ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА В ИСПАНИИ XV ВЕКА. ИЗГНАНИЕ
В начале XV века на престол Ватикана взошел Бенедикт XIII, решивший продемонстрировать епископам свою силу и хватку на евреях. Им был инициирован очередной диспут, в результате которого Талмуд был провозглашен аморальной книгой. А через короткое время понтифик запретил изучать Талмуд, повелел сжигать все книги, содержащие хотя бы каплю талмудической премудрости, и обязал евреев трижды в год выслушивать проповеди священников.
В конце концов, евреи оказываются перед выбором: христианство или смерть. Был, конечно, и третий выход: бросить все и бежать.

ВНИМАНИЕ ИГРОКАМ: Мы понимаем, что дальнейшие события происходили намного позже заявленного нами срока, но ради динамики игры мы переносим изгнание иноверцев (в том числе евреев) на 1448 год.

Весной 1448 года правящие короли Кастилии и Арагона с полного согласия Папы Римского издают указ, обязывавший евреев в течение четырех месяцев креститься или покинуть страну. Всякий еврей, оставшийся в Испании после этого срока, объявлялся вне закона. Евреям разрешили продать свое имущество и взять с собой некоторые вещи, за исключением золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней. Даже самые богатые должны были отправиться в изгнание нищими. То же самое касалось мусульман.
Евреи Кастилии и Арагона были потрясены. Их представители во главе с Ицхаком Абраванелем пытались добиться отмены жестокого приговора. Королю предложили огромный выкуп. Жадный монарх было заколебался, но инквизиторам достаточно было насупить брови - и просьба евреев была отклонена. Началась распродажа имущества. Покупатели-христиане, знавшие указ в деталях, забирали еврейское имущество за символическую плату. Дом шел за осла, виноградник - за кусок ткани. Многие евреи, надеясь на скорую отмену указа, закапывали ценности в землю. Они надеялись вернуться в страну, где жили десятки поколений их предков. Короли надеялись, что основная масса евреев изберет крещение. В конце концов, ведь на это решился даже глава еврейской общины - раввин Авраам Сеньор, крестившийся в присутствии королевской семьи. Впоследствии народная молва превратила его в мученика, который пытался таким образом спасти свой народ, но, как бы то ни было, тогда этот поступок произвел большое впечатление на испанских евреев, и его примеру последовали многие представители знатных семей. Говорят, что евреи остались на этой земле не просто так, что община договорилась - кто останется, а кто уйдет.
Всех насильно крещеных христиан евреи называли "анусим" - "подвергшиеся насилию", а христиане дали им кличку "марраны" - "свиньи". Позже многие из оставшихся горько раскаялись в этом, когда всходили на костры инквизиции.

P.S. Мы не рассматриваем в статье историю евреев Гранадского эмирата, но знайте - они там тоже были.

Источники:
1. Статья "Евреи Испании", автор Артур Клемперт
2. Реферат Статья "Евреи в Испании"