"DUENDE"

"DUENDE"

г.Екатеринбург
21-25 июля 2010

"DUENDE"




Святой Михаил Архангел


Почитание Михаила Архангела издревле было связано с верой в торжество добра над злом. В иконографии он часто изображался как воин-защитник, покровитель народа Божьего в его борьбе за свободу. Отцы Церкви учат, что именно Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни. Он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта. Через него Бог даровал на Синае десять заповедей. Он встал на пути Валаама и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима. Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении Святого Иоанна Богослова: "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним".

В Ветхом Завете Михаил Архангел выступает главным образом как военный покровитель избранного народа. Именно он является вестником побед над войсками язычников. Казалось бы, воинская функция Святого Михаила Архангела должна была перейти и в христианскую традицию. Однако этого не произошло. Не потому, что у древних христиан не было святых покровителей воинства - они, конечно, были, но эту роль выполняли преимущественно мученики. Воины-христиане обращались за заступничеством к святым Георгию, Теодору, Диметрию и другим. Святому же Михаилу молились о здоровье. Это связано с тем, что Михаил Архангел воспринимался как победитель злых духов, которые являются источником болезней. Во Фригии, где в основном складывалось почитание святого Михаила, его значение как ангела-исцелителя также затмило воинский образ. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвященные святому Михаилу. Наиболее известен источник в местечке Херотопа, недалеко от Колосса, по легенде, сотворенный самим Архангелом, где каждый немощный, искупавшись, и воззвав к Пресвятой Троице и святому Михаилу, получал исцеление.

Не менее известна другая история. Один из местных жителей, в благодарность за исцеление своей немой дочери воздвиг у источника храм в честь святого Михаила. И многие язычники, приходя туда, отрекались от идолов и обращались ко Христу. В храме долгие годы служил святой Архипп. Ревнители языческих обычаев решили уничтожить храм и погубить самого Архиппа. Для этого они соединили две горных реки в одно русло и направили их на храм. Святой Архип усердно молился Архангелу Михаилу и тогда, по его молитве, тот явился с небес, ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в неё водам бурлящего потока. Место, где произошло чудо, получило название Хоны (современный Конас), что значит "отверстие", "расселина". В честь этого события 6 сентября был установлен праздник.

Праздник святого Михаила Архангела в Западной Церкви связан со следующими событиями. Явление Архангела Михаила произошло 8 мая 494 года в Монте Гаргано, где была восстановлена его первоначальная слава военного покровителя. А 8 мая 663 года его заступничество, как считается, помогло ломбардийцам одержать победу над неаполитанцами. В честь этой победы был установлен праздник, который позже распространился на всю Латинскую Церковь и получил название "явление святого Михаила".

Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила. По этому поводу святой Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Михаил Архангел посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия, и само его имя, в переводе с еврейского означающее "кто как Бог?", говорит, что никто не может сделать того, что делает Всевышний Господь Своей волей.

Святого Михаила почитают как своего небесного заступника больные, умирающие, медики, он также является покровителем моряков и, конечно, рыцарей Церкви.